По итогам переговоров Президента России Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином в Москве подписан меморандум о развитии транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» и создано СП по разработке и сборке железнодорожной техники.
Международные транзитные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» будет развивать специально созданная межведомственная рабочая группа, которая займётся подготовкой технико-экономического обоснования проекта, согласованием условий инвестиций, нормативной базой перевозок и другими техническими вопросами. Соответствующий меморандум о реализации проекта подписали глава Минвостокразвития Александр Галушка и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформе Хэ Лифэн.
Эти транспортные коридоры, по которым Китай собирается доставлять свою продукцию к морским портам через территорию России, в ближайшее время станут очень востребованными. По МТК «Приморье-1» за пять месяцев этого года уже перевезено на 20% больше грузов, чем за весь 2016 год, а по коридору «Приморье-2» пошли тестовые отправки контейнеров. Чтобы увеличить перевозки и снизить их себестоимость, необходимо развивать железнодорожные пути, терминалы, пропускные пункты. Меморандум также предусматривает взаимодействие двух государств при строительстве подобной инфраструктуры.
«Совместное развитие МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» является важной составляющей сотрудничества по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути. Это новый качественный этап взаимного развития государственных стратегий Дальнего Востока и Северо-Востока Китая», – отметил Александр Галушка.
По оценкам экспертов консалтинговой компании McKinsey, объём грузопотока по двум МТК – «Приморье-1» и «Приморье-2» – оценивается в 45 млн тонн зерновых и контейнерных грузов к 2030 году (23 млн тонн зерновых и 22 млн тонн контейнерных грузов, 1,8 млн TEU – контейнеров в 20-футовом эквиваленте).
Ещё одно важное направление сотрудничества – ВСМ Москва – Пекин, составной частью которого является высокоскоростной отрезок Москва – Казань.
По итогам переговоров группа «Синара» и китайская корпорация CRRC подписали договор о создании в России СП «Синара-CRRC Рельсовый транспорт», которое займётся разработкой и сборкой высокоскоростных поездов и другой железнодорожной техники. Его производство может быть размещено на совместном предприятии «Синары» и Siemens «Уральские локомотивы», но этот вопрос не решен окончательно.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин на бизнес-форуме «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи в начале июня говорил, что производство такого состава для ВСМ Москва – Казань может начаться уже в 2019 году. «Сейчас заканчивается разработка технических требований к этому специальному подвижному составу, – говорил Александр Мишарин. – Поезд обеспечит оптимальные условия перевозки для грузов, чувствительных к скорости и условиям поставок. Его скорость составит до 400 км/ч».
В ОАО «РЖД» сообщили, что Главгосэкспертиза одобрила проектную документацию по ВСМ Москва – Казань на участке от станции Железнодорожная в Московской области до станции Владимир.